ГОЛИЦЫН, Владимир Михайлович (1902-1943)
Художник, моряк. Князь.
Его род был древним и уважаемым. Голицыны пришли на службу Василию I ещё в начале XV века. На протяжении многих веков они верой и правдой служили родине. Но вот их потомку Владимиру Михайловичу было отказано даже в праве защищать её.
Владимир Михайлович родился 13 января (31.12.1901 с.с.) 1902 (1900, 1901?) года в Богородицке Тульской губернии, в семье князя Михаила Владимировича Голицына (1873-1942) и княгини Анны Сергеевны, урождённой Лопухиной. В 1917 году окончил 5-ю Московскую гимназию, начал рисовать. Владимиру Михайловичу Голицыну удалось сочетать в себе фамильную склонность к морю со страстью к живописи: он стал художником-маринистом. Заведовал плакатной мастерской в Богородицке (1918-1919). В 1919 году Владимир Михайлович работал над плакатами для «Окон РОСТА» в Туле. В 1920 году был художником-декоратором в Богородицком театре. Работал в мастерской П. П. Кончаловского (1921). Принимал участие в строительстве первого советского научно-исследовательского судна «Персей». Ещё в 1922 году, будучи совсем молодым сотрудником плавучего института в городе Александровске (ныне Полярный), он отправился на ледоколе "Малыгин" в полярную экспедицию на Новую Землю. И в пути создал целую серию акварелей, превосходно воссоздающих суровую красоту северных морей. В результате появились многочисленные зарисовки, необходимые для иллюстрации научных изысканий, портреты участников экспедиций, силуэты кораблей. Рисунки Голицын выполнял карандашом или пером, иногда в технике масляной живописи. Море, корабли были его страстью. Посещал вечерние курсы ВХУТЕМАСа в Москве (1923), работал в Кустарном музее (1923-1925). С 1924 года стал работать художником-иллюстратором детских книг и журналов.
В 1925 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже экспонировались две расписанные им шкатулки, выполненные в древнерусской технике. Они получили золотую медаль в номинации "Искусство и индустрия дерева". Роспись одной из шкатулок была посвящена морскому путешествия из Архангельска в Норвегию, другая — Москве двадцатых годов. Побывав впоследствии в южных морях - Чёрном и Азовском, Владимир Михайлович с не меньшей выразительностью изображал виды тех мест. Проиллюстрировал он и свыше сорока книг, в основном связанных с морской тематикой. Сотрудничал в журналах «Всемирный следопыт», «Пионер», «Кругосвет», «Знание-сила», «Борьба миров», «Затейник», «Уральский следопыт», «Мурзилка». Был автором «фантастического рассказа без слов» «Путешествие звездоплана «ЮНТ» на Луну» (журн. «Техника-молодёжи», 1932 № 23-24). Рисунки Голицына уникальны, их уникальность заключается в том, что он прекрасно знал предмет, который изображал. Он никогда не приступал к работе без серьёзных архивно-исторических изысканий. Художник великолепно разбирался в тонкостях типографского дела, и все обложки его книг и журналов поражают своей красочностью. Буквы Голицына — это не просто шрифт, а ещё и настоящие рисунки. С 1931 года начал работать в Дмитровском краеведческом музее. Ещё Голицын был изобретателем, дизайнером и художником настольных морских игр для детей, демонстрируя при этом своё великолепное знание оснастки кораблей, истории флота и деталей морских сражений. Вот несколько: "Захват Кололний", "Беглые", "Пираты". "Пиратов" обычно датируют 1934 годом. Примерно тогда же игра была показана Максиму Горькому. Он сказал, что "Пираты" заслуживают внимания и публикации, игру отдали в печать... Шёл 1935 год. Репрессии, аресты. Игра побывала в нескольких издательствах, но так и не была опубликована. Потом кому-то из редакторов показалось неприемлемым название и сюжет — в самом деле, чему может научить советских детей игра про пиратов? Тираж, что называется, пошёл под нож.
Но происхождение и характер В. М. Голицына, не считавшего нужным скрывать своё отношение к властям, не раз становились поводом для его арестов. Был трижды арестован на короткое время в 1925, 1926 и 1933 гг. В 1930 г. всю семью высылали из Москвы. Правда, друзьям его — известным художникам П. Д. Корину, П. П. Кончаловскому и В. А. Ватагину трижды удавалось выручать его из беды, но четвёртый арест кончился трагически. По доносу соседей, чекисты взяли Владимира Михайловича 23 октября 1941 года, когда он работал над серией антифашистских плакатов. Осуждён на 5 лет по "знаменитой" 58-й статье. Даже в заключении Голицын не терял мужества и пытался рисовать. Свияжск, продуваемый всеми ветрами, омываемый водой, казался художнику огромным кораблём, который плыл в неизвестность.
Кажется, что ветер дул на этом острове, не переставая. Когда заключённых выводили на прогулку, он пронизывал до самых костей. Над куполами древних соборов летели рваные облака, летели туда, на свободу. Когда была возможность, заключённый Голицын смотрел на них и вспоминал: В другой жизни остались уроки у Юона, Кончаловского и Корина, учеником которых он был, иллюстрации к произведениям А. Беляева, А. Грина, А. Конан-Дойля, В. Бианки. Он иллюстрировал произведения романтические, полные тайн и приключений. "Южный Крест нам сияет вдали, с первым ветром проснётся компас, Бог, храня корабли, да помилует нас!" — эти гриновские строчки могли бы стать эпиграфом ко многим его рисункам. Он и сам больше всего в жизни ценил приключения! 6 февраля 1943 г. В. М. Голицын умер от пеллагры в ИТК № 5 Свияжска (под Казанью) — городе, основанном его предком в 1551 г. Место его погребения на острове неизвестно. Был реабилитирован 28 февраля 1958 года. Но художники в роду Голицыных на этом не перевелись. Сын Владимира Михайловича и его жены Елены Петровны (урождённой Шереметевой) — Илларион известен в основном как мастер чёрно-белой гравюры. Но есть у него и немало акварелей, а также ярких и праздничных мажорных картин, написанных маслом. Он установил на западной стене Свияжского Успенского монастыря, где был в заключении Владимир Михайлович, мемориальную доску. Художниками стали и внуки В.М. Голицына: Сергей — автор многочисленных московских пейзажей; Иван, работающий в сюрреалистической манере, а также Екатерина, создающая гобелены в традициях литовского народного ткачества. В 2006 году в деревянном пристрое Троицкой церкви были выставлены репродукции рисунков В.М. Голицына. Солнце освещало импровизированный выставочный зал и делало краски ещё ярче. Владимир Голицын вернулся туда, где претерпел беды, лишения и унижения. Вернулся непокорённым.
Иллюстрации к произведениям А. Конан Дойля: |