МИЛАШЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

 

 

 

(1893-1976)

 

Рисовальщик, акварелист, живописец, иллюстратор. Член объединений «Мир искусства», «4 искусства», один из организаторов группы «Тринадцать».

Родился В. Милашевский в Тифлисе 30 октября (18.10 с.с.) 1893 г. Юные годы его прошли в Саратове, где находился тогда лучший в России провинциальный художественный музей и где начинали свой творческий путь — поэт М. А. Кузмин и живописец В. Э. Борисов-Мусатов. Неудивительно, что Милашевский с детства «заболел» искусством. В 1903-1910 учился в реальном училище и параллельно в 1906-1907 годах в вечерних классах Боголюбовского рисовального училища у В. В. Коновалова и в частных студиях Саратова.

В 1911-1913 годах в Харькове, куда переехала семья Милашевских, юноша посещал частную студию А. И. Грота. В 1913 г. поступил на архитектурное отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. В 1915-1916 годах оставил Академию и начал заниматься в Новой художественной мастерской, где его товарищами по учёбе были Г. С. Верейский и Б. Д. Григорьев, а преподавателями — М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере и А. Е. Яковлев. Работая в НХМ, познакомился с М. А. Кузминым и Юркуном.

Жил в Петербурге-Петрограде (с 1913 г., в 1919 в «Доме Искусств») и Москве (с 1924 г.). Работал в области станковой живописи и графики в техниках акварели и туши в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта и бытовой сцены. Получил известность как книжный график. С начала 1920-х сотрудничал с детским журналом «Воробей» (1921-1922 гг.), с издательствами Academia, «Молодая гвардия», Детгиз, Государственным издательством, с газетой "Гудок". Среди его работ: иллюстрации к книгам «Что такое театр» Н. Н. Евреинова (1921), «Занавешенные картинки» М. Кузмина (1921), «Бег» П. Скосырева (1930), «Страница большой книги» Л. Аргутинской (1932), «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского (1933), «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского (1935), «Мадам Бовари» Г. Флобера (1947) и др. Иллюстрировал также произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. П. Чехова, О. Бальзака, Э.-Ф. А. Гофмана и др. Вершиной иллюстраторского искусства М. стали рисунки к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Ч. Диккенса, созданные в 1933 году по заказу издательства Academia (изд. 1933-1934). Иллюстрации художника к этому изданию отличаются намеренной эскизностью, точностью характеристик и остротой деталей. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина художник исполнил рисунки к пушкинским сказкам; другой его несомненной удачей были рисунки к «Коньку-Горбунку» П. П. Ершова (изд. 1964). Среди других его работ: «Мои звери» В. Л. Дурова (1930); Уральские сказки П. Бажова (1953); «Сказка о попе и работнике его Балде» А. С. Пушкина (изд. 1963 и 1969); «В стране дремучих трав» В. Г. Брагина (1967); «Синяя свита наизнанку сшита» (1973) и др. Всего для детей и юношества М. художественно оформил и проиллюстрировал около 100 книг. Выполнял эскизы экслибрисов.

М. — автор мемуаров «Вчера, позавчера…» (Ленинград., 1972 г.), «Моя работа в издательстве Academia» (Израиль, 1992 г.).

Умер В. Милашевский в Москве 7 января 1976 года.

 

Иллюстрации к А. Конан Дойлю: