ПАШКЕВИЧ, Микола (Николай) Александрович

(Mykolas Paškevičius)

 

 

 

(1907-2003)

 

Родился Микола Пашкевич 18 августа 1907 года в Риге в польско-белорусской семье. Его отец, Александр Пашкевич, родом из Барановичей (Белоруссия), работал на железной дороге, занимая должность "старшего кондуктора" поезда, который курсировал между Ригой и Орлом. Мать Виктория (в девичестве Ивановская) была родом из польской деревни, получившей в позднейшей литовской топонимике наименование Швенчёнеляй, близ Вильнюса.

Витебск, куда семья Пашкевичей (отец, мать и все шестеро детей, среди которых Микола был третьим по старшинству) была эвакуирована в 1914 году в связи с приближением к Риге фронта боевых действий Первой мировой войны. В Витебске он поступил в городскую "железнодорожную" школу, где любимым его предметом была геометрия. В 1917 году семья осиротела (отец умер), и мать вынуждена была отправить старших детей, в том числе десятилетнего Миколу, на заработки в деревню. Тогда же он начал рисовать, и это увлечение, усиливаясь с каждым годом, заменило ему многие радости, которых он был лишён в своём детстве и отрочестве.

Однажды совершенно незнакомый человек, увидев его рисунки с таинственными узорами сосновых корней, посоветовал мальчику поступить в художественную школу и дал её адрес. Эта школа оказалась тем самым Витебским вхутемасом (в череде его меняющихся названий в тот период акцент был сделан на слове "практический" — Практический художественный институт), слава о котором уже гремела в молодой "Стране Советов" (больше в России, чем в самой Белоруссии), пылавшей в те годы очистительным огнём "революционного" "экспериментального" "левого" искусства. Директором школы был Казимир Малевич, и именно он стал и первым профессиональным художником, которого встретил в своей жизни Микола Пашкевич, и его первым учителем.

Скоро М. Пашкевич по рекомендации поступает в только что созданную постановлением советского правительства Всероссийскую Академию художеств. Пашкевич скупо вспоминает время своей учёбы в Ленинграде. Продолжалась она недолго, всего три года (1930-1933). В 1933 году он возвращается из Ленинграда в Белоруссию и переезжает в столицу, в Минск, где в том же году знакомится с приехавшей сюда из Москвы "талантливой художницей Оной Докальскайте" (Галина Альфонсовна Докальская, 1912-1999) — сестрой Бируты (1916-1996), ставшей в последствии известной актрисой, — которая в том же году стала его женой.

Когда началась война и немцы, стремительно продвинувшись на восток, заняли Минск, он с семьёй ещё находился в деревне под Минском, где они отдыхали каждое лето. Они решили, что самым лучшим для них вариантом будет перебраться в Литву. Пережив все трудности опасного пути, они всё же добрались до Каунаса.

Собственно, в 1940-х годах в искусстве Восточной Европы появился новый художник — Миколас Пашкявичюс. Летом 1944 года вместе с большой частью представителей литовской творческой интеллигенции (а такие люди составляли более половины членов довоенного Союза художников Литвы!) он ушёл в эмиграцию, попав в лагерь для перемещённых лиц под Мюнхеном. "Вторая эмиграция" — жизнь в Америке начинается для Пашкявичюса с переезда в Нью-Йорк в 1949 году. Здесь родилась дочь Алия, которая работает художницей в компании Уолта Диснея.

Умер М. Пашкевич в Анахайме (Anaheim, Orange County, California) 19 мая 2003 года.

 

Иллюстрации к книгам А. Конан Дойля: