СТАРИЛОВ, Александр Валентинович

 

 

(1946-2013)

 

Архитектор, дизайнер, график, живописец, педагог.

Родился 10 мая 1946 г. в Хабаровске. Вместе с семьёй переехал в 1951 году в Воронеж.

Окончил факультет промышленного и гражданского строительства Воронежского инженерно-строительного института по специальности архитектура.

Работал главным архитектором ЮВЖД (1973-78), главным архитектором проектов ВГСПИ (1978-81).

С 1977 по 2008 год преподавал в Воронежском художественном училище композицию, виды графики, основы исполнительского мастерства. Выпускники мастерской А. Старилова сегодня достойно представляют графическое и дизайнерское искусство в России и за рубежом.

Член Союза архитекторов (1981).

Оформил и проиллюстрировал более 150 книг для различных издательств, в том числе московского издательства «Книга» (1984-1991) и воронежского "Центрально-чернозёмного". Для Министерства связи СССР выполнил несколько серий почтовых марок, открыток, конвертов.

Участник областных, республиканских, всесоюзных выставок. Автор серий графических листов «Дом художника», «Поэт в России – больше чем поэт», «Пейзажи моего стола», «Страна Пиноккио», «Ночные голоса», а также циклов живописных работ.

Умер 8 июля 2013 г. в Воронеже.

 

"…Я рисовал всегда, сколько себя помню. И в детском саду, и в школе, и во Дворце пионеров. Рисовал достаточно успешно, ибо всегда занимал первые места, получал призы. Видимо, это вызывало доверие ко мне со стороны педагогического коллектива и руководства образования.

…Шел 1961 год. Мне 15 лет. Для России этот год оказался знаменательным. Началась борьба с абстракционизмом. Как на уровне ЦК КПСС, партии в целом, так и Союза художников СССР. Абстрактных произведений никто не видел (русская абстракция начала 20 века находилась в спецхранах и зрителю была недоступна), но все их осуждали и клялись искоренить. Управление народного образования тоже решило высказаться на эту тему и собрать научно-практическую конференцию. Предложили выступить и мне.

Некоторая организация имела архив репродукций «абстрактного» и даже «сюр» (в основном, западных мастеров). Посредством их я должен был проиллюстрировать доклад. Когда я познакомился с этими материалами, я изумился увиденному. Сейчас, работая со студентами, вспоминаю пережитое и напоминаю слова А. Бретона: «Произведение искусства представляется мне обеднённым, если не являет собой ясность, красоту и блеск всеми своими внутренними и внешними гранями».

Я не смог лукавить и отказался от доклада, за что и был исключён из Дворца пионеров.

С той поры за мной закрепилась репутация абстракциониста и западника.

…Изобразительное искусство стал изучать от противного по критическим публикациям. Моими темами стали философия творчества и история творческого метода…"

Александр Старилов. «Вопреки…»

 

"...Замечательный художник, преподающий в Воронежском художественном училище. Я недолго ходил на его курсы дизайна, но узнал больше, чем за все предыдущие годы. Многие художники и промграфики, прошедшие его школу, именно ему обязаны своим внимательным отношением к шрифту. Думаю, мало кто еще из дизайнеров с таким пиететом подходит к шрифтовой работе в дизайне (особенно это касается нестоличных студий)".

 

(Захар Ящин, шрифтовой дизайнер Студии Артемия Лебедева)

 

"Александр Валентинович обещал нам сюрприз: сказал, что во внешности персонажей Конан Дойла мы угадаем много известных воронежских персон, коллег. Когда книга вышла, мы искали себя на страницах. К сожалению, издатели сократили количество иллюстраций в книге, и нам не повезло."

скульптор Сергей Горшков для "Комсомольской правды".

 

Иллюстрации к произведениям А. Конан Дойля: