СТАРОСТИН, Михаил Гаврильевич

 

(1959)

 

График, плакатист, живописец, дизайнер, член Союза художников России.

Родился 1 января 1959 года в п. Хандыга Томпонского района. В 1977 г. окончил Якутское художественное училище, где учился у Ю. И. Вотякова, в 1990 г. — Красноярский государственный художественный институт по специальности "промышленная графика".

Преподавал в школе, работает старшим художественным редактором Якутского национального книжного издательства "Бичик".

Член Союза художников Якутии с 1991 г. Участник республиканских выставок с 1987 г. Произведения художника экспонировались на зональной выставке "Советский Дальний Восток" (1990), выставке художников автономных республик, областей и национальных округов РСФСР (1989), на выставке произведений якутских художников в Москве (1991), всероссийской (1992).

Старостин — экспонент Международной выставки политического плаката (1989), "Арт-Арктика" (1993). Первая персональная выставка состоялась в Якутске в 1992 г.

 

"Определённое ускорение процессу развития графики республики придал Михаил Старостин, активизировавший авторское начало, усиливший интерес к философским обобщениям. Его графика необычайно выразительна, импульсивна и раскована. Старостин — художник, тяготеющий к сложному ассоциативному ходу мышления. Характерная черта его произведений — поиск изначального в безбрежном пространстве и времени, отражение глубинных движений души и импульсов генной памяти. В его произведениях присутствует неуловимое ощущение беспредельности мироздания, а в персонажах сконцентрированы наиболее устойчивые черты национального характера северных народов, живущих в условиях уникальной "арктической цивилизации преодоления" — близость к природе, Космосу ("Безмолвие", 1991; "Дорога домой", 1997; офорты 1994-2000 гг.). Первые шаги художника в искусстве связаны с работой в области плаката к постановкам Сахатеатра и композиций, созданных в русле абстрактного экспрессионизма (серия "В год большого наводнения", 1992; "Всадник на закате дня", "Бронзовый век", 1993), где накал, динамика, напряжённость сюжета переданы через особую плотность текстурированной поверхности сдержанных сближённых или ярких контрастных тонов. Офорты 1994-2000 годов, выполненные в жанре философской притчи, создают слегка ироничный, но бесконечно тёплый образ — тип северянина и повествуют о стремлении человека обрести свою дорогу к Истине, Добру. Редкой поэтичности график достигает в цикле "Старые фотографии" (2004). Стиль Старостина находится в постоянном движении и развитии. Он много экспериментирует, открывая для себя неисчерпаемые ресурсы техники, работает в акварели, темпере, авторской смешанной технике. Абстрактные композиции 2005 года ("Посвящение Поллоку", "Старая изгородь", "Игра в геометрию") выполнены в смешанной технике цветного офорта и акватинты. Их символическая экспрессия действует на зрителя благодаря богатству цветовых отношений и ритмов, создающих иллюзию нескончаемости жизненного потока."

 

Оформление книг А. Конан Дойля: