ВАСИН, Александр Андреевич
(1915-1971)

 

 

Художник и книжный график.

 

«Первое, что скажут люди, знавшие Александра Васина, — это был очень весёлый, артистичный человек. Легко импровизировал, писал стихи, играл на фортепиано, пел, танцевал. Был душой любой компании. Всё делал очень легко. Работа была ему в радость и как будто не доставляла никакого труда. Конечно, это было лишь внешнее впечатление. Но в те годы мне так казалось.

Отец жил полно, радостно, но как-то чрезвычайно быстро. Всё уместилось в пятьдесят шесть лет.

 

Родился он 30 августа 1915 года в городе Рязани. Умер в Москве 13 ноября 1971 года.

Путь в искусство начал издалека. Сначала окончил архитектурно-строительный институт. После него работал в мастерской известного архитектора А. Бурова.

Началась война. Он служил в армии — обучал курсантов военно-строительному делу. И рисовал, рисовал, рисовал… В основном это были карикатуры. Их даже стали печатать в газетах. Наконец он решился пойти в «Крокодил», где работали его кумиры-художники: Л. Бродаты, К. Ротов, молодой В. Горяев. Там ему посоветовали поступать в художественный институт. А учиться ему очень хотелось. Он всегда учился. Поступив в Художественный институт им. В. И. Сурикова, Александр Васин попал в мастерскую П. Я. Павлинова. Всю жизнь он помнил слова учителя: «Что такое цельность в изображении? В рисунке — это подчинение всех частей одной общей форме, одной идее, одному плану».

Большое влияние оказал на него и замечательный график Л. Г. Бродаты. Лаконизм, острый линейный рисунок, ироничный драматизм — это всё его уроки. Курс, на котором учился отец, подобрался замечательный: Борис Маркевич, Марк Клячко, Николай Гришин. Судьба соединила их в самом начале, сделав единомышленниками и друзьями. На всю жизнь. Что объединяло всех этих молодых людей, пришедших работать в книгу в начале 50-х? Понимание книги как единого организма, что было заложено еще в 30-е годы школой В. Фаворского. Суперобложка, переплёт, форзац, титул, заставки, концовки, сами иллюстрации и шрифт — всё должно быть подчинено одной пластической идее.

Рассматривая книги А. Васина, видишь, что каждая из них сделана от начала до конца очень цельно. Но в то же время оформление Франсуа Вийона стилистически отличается от иллюстраций к Бернарду Шоу. Рисунки к Юрию Олеше не похожи на иллюстрации к «Живым и мёртвым» Константина Симонова. Разная литература требовала разнообразия манеры, техники. И не только в иллюстрациях, но и в шрифте, в макете книги. Отец виртуозно писал шрифт, собственноручно рисовал макет — от первой до последней страницы.

...

Пятьдесят шесть лет — недолгая жизнь. Но художникам подарено великое чудо. Глядя на рисунки, вновь видишь ЖИВОГО, умного и ироничного Александра Андреевича Васина.»

 

Из воспоминаний Елены Трофимовой (Васиной) «Тот самый Васин».

"Наше Наследие" № 77, 2006

 

Иллюстрации к произведениям А. Конан Дойля: