ВОЙТИНСКАЯ, НАДЕЖДА САВЕЛЬЕВНА

(1886-1965)

Надежда Войтинская родилась 13 декабря 1886 года в Петербурге. Там же обучалась живописи; в 1905-1908 годах занималась литографией и живописью во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. После возвращения в Петербург сблизилась с художниками группы «Мир искусства».

Весной 1909 г. редактор журнала «Аполлон» С.К. Маковский предложил 22-летней художнице сделать серию литографированных портретов известных поэтов и художников, сотрудников «Аполлона»: Н. Гумилёва, З. Гиппиус, М. Кузьмина, К. Чуковского, С. Ауслендера, М. Добужинского. Предполагалось, что в каждом номере журнала будет вклейка с одним из портретов. В журнале был опубликован только портрет Николая Гумилёва. Вскоре между Маковским и художницей возник конфликт, и Маковский отказался публиковать остальные портреты. Весь тираж был перевезён на Фонтанку у Египетского моста, где жила Войтинская. С этого времени художница перестаёт заниматься литографией. Но жить без искусства она не могла. В 1916 году окончила историко-филологический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов. Ещё не окончив курсы, начала работать в области живописи. Её привлекало древнерусское искусство.

После Октябрьской революции Надежда Савельевна не рисовала. На вопрос: «Как Вы могли бросить искусство?», художница отвечала так: «Революции нужен был плакат или расписывать кабаки. Ни того, ни другого я не умела. То, что пыталась делать я освоить приёмы древнерусской живописи для развития искусства в те годы никому не было нужно».

Войтинская перестаёт заниматься живописью, идёт учиться, в 1924 году заканчивает отделение теории искусства Государственного института истории искусств. Она становиться историком искусства, работает над книгами и, зная четыре европейских языка, занимается переводами. Она перевела несколько научно-технических книг (М. Валье. Полёт в межпланетное пространство, 1926), произведения Р. Люксембург и К. Цеткин. В послевоенный период перевела и обработала рассказы А. Конан-Дойля (Записки о Шерлоке Холмсе, 1946; Баскервильская собака, 1947 и др. изд.).

В 1938 году была арестована, но год спустя отпущена её вину не смогли доказать. В дни блокады оставалась в Ленинграде, работала в бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей, переводила стихи поэтов-антифашистов, украинских и белорусских поэтов, работала на радио. После войны преподавала, заведовала кафедрой иностранных языков Всесоюзного заочного лесотехнического института.

Незадолго до смерти работала над книгой о Манифесте коммунистической партии. В рукописи остались монографии по истории и теории искусства (Рафаэль, Энгр, Проблема формы у Гильдебранда, Принцип стиля в современной науке об искусстве), повести, рассказы, очерки: "Спартак", "Кровь и уголь (Красный Рур)", "Памяти Р. Люксембург и К. Либкнехта", "Ветер с Востока", "Синие куртки", "Повесть о Коммуне". 

Умерла 21 сентября 1965 г. в Ленинграде.

Почти 60 лет, до конца 1960-х годов её творчество находилось в забвении, но в последние годы возник широкий интерес к художественному наследию Н. Войтинской (как художница она известна под фамилией Войтинская-Левидова). Состоялись выставки её работ в Доме писателя им. В.В. Маяковского (1974), в ЛОСХе (1977), в Русском музее (выставка новых поступлений, 1979) и др. Её архив находится в Российской национальной библиотеке. Художественные произведения и материалы, связанные с жизнью и творчеством Надежды Савельевны Войтинской поступили в Музей-институт семьи Рерихов от её дочери Ады Львовны Левидовой в 2002 г.

Автопортрет (1917)

Переводы и обработка пер. А. Конан Дойля:

Дополнения:

 

Архипелаг ГУЛАГ. Жертвы политических репрессий.


Комитет 
Государственной безопасности СССР 
Управление по Ленинградской области 
11 марта 1990 года 
№ 10/28-517 
Ленинград

 

Войтинская Надежда Савельевна, 13 декабря 1886 года рождения, уроженка Ленинграда (по паспорту Тифлис), еврейка, гражданка СССР, беспартийная, литературный работник при Союзе писателей, проживала: Ленинград, Кировский пр., д. 59, кв. 12, дочь Левидова Ада Львовна, 23 года, студентка ЛГУ. 

Арестована 22 февраля 1938 года Управлением НКВД по Ленинградской области. Обвинялась по ст. 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда), 58-11 (организационная деятельность, направленная к совершению контрреволюционного преступления). 

Постановлением следственной части УНКВД ЛО от 25 марта 1939 года вследствие недостаточности улик для предания суду из-под стражи освобождена. 
 

Архивная копия
Союз советских писателей 
Ленинградское отделение 
Партийный комитет 

 

Характеристика

Войтинская Надежда Савельевна состояла на учёте Ленинградского группкома писателей с апреля 1932 года. Несмотря на то, что всегда старалась быть общественно-активной, Войтинская не пользовалась доверием со стороны руководства горкома писателей и партийной организации. Она была известна как склочница, как недобросовестный человек, поддерживающий рваческие настроения среди худшей антисоветской части писательства (Полетика, Брамм). Эта группа Полетика, Войтинская, Брамм в период 1932-1934 годов всегда выступала единым фронтом против коммунистов с целью избиения партийных кадров, их дискредитации и вывода из руководящих писательских органов. Так, в конце 1932 года комфракция горкома писателей (профсоюзная организация писателей) решила укрепить коммунистами руководящий состав горкома. Тогда против выделенных коммунистов яростно выступили Полетика и Войтинская, зато, по предложению комфракции, они были исключены из состава горкома писателей. 

Но это был не единственный случай. Эта группа, прикрываясь лозунгами об очищении партии от примазавшихся, чуждых элементов, не пропускала ни одного политического и общественного мероприятия, используя трибуну для активных выступлений против неугодных им коммунистов, пытаясь устранить их со своего пути. Так было при выборах горкома писателей в апреле 1933 года, так было на партийной чистке в октябре 1933 года и на заседаниях горкома писателей, причем в то время их огонь, главным образом, был направлен на дискредитацию товарищей Брыкина и Неручева. 

Для чего им это нужно было делать? А вот для чего: в конце 1932 года и начале 1933 Войтинская сдала в Ленинградское областное издательство свою рукопись под названием "Спартак" (О Карле Марксе). В этой своей книге Войтинская личности Карла Маркса и Фридриха Энгельса путем литературных ухищрений фактически низвела до уровня буржуа-обывателя, доказывая, что эти классики марксизма в своей жизни не приемлют того, что развивают теоретически, занимаясь пьянством, обжорством и т. д. 

Эта рукопись как контрреволюционная была отвергнута Областным издательством в лице товарищей Быстрянского и Неручева. Заявление об этом в своё время было сделано Неручевым на партийной группе оргкомитета Союза писателей. Но группа Полетика, Войтинская, Брамм пыталась во что бы то ни стало путем дискредитации тов. Неручева протащить эту рукопись в печать и передала дело в суд, требуя экспертизы, чтобы уличить Неручева в невежестве и тем спасти своё положение. Но судебная экспертиза, а за ней и народный суд отвергли их доводы и в иске отказали. 

Тогда эта группа выступила против Неручева на выборах нового горкома писателей в апреле 1933 года с отводом, мстя ему за отклонённую рукопись. На этом собрании Неручев, выступая с ответом им, назвал рукопись Войтинской антисоветской. Войтинская угрожала привлечь его к судебной ответственности за клевету, но дело это так и замяла. 

В этом же 1933 году эта группа Полетика, Войтинская, Брамм выступила против Леноблиздата, предъявив ему судебный иск за какие-то отклонённые издательством рукописи в размере, если не ошибаюсь, 12.000 рублей. Вокруг этого дела они тогда подняли большой шум. Дело вел профессор Хейфиц, ныне умерший. Дело дошло до Верховного Суда РСФСР, но всё же в иске им было отказано. Производственный сектор горкома писателей, по линии которого шло это судебное дело, тогда возглавляли Брыкин и Неручев, почему вся их ненависть и была направлена на этих товарищей. 

В этом деле с полной ясностью были обнаружены рваческие тенденции этой группы "литераторов" и их антисоветские физиономии. 

Несомненно, эта группа проводила в писательской организации подрывную работу, но прикрываясь партийными лозунгами и тем самым маскируя свою антисоветскую физиономию, вводила в заблуждение писательскую общественность. 

Как литератор Войтинская никакой ценности не представляет.