ФАЛИН, Л. И.

()

 

Художник-график.

Работал для издательств: Географгиз, Детская литература, Мысль, Правда, Воениздат и др.

 

"Есть какая-то высшая несправедливость, вполне, кстати, созвучная и «гармонизирующая» нашему подлому времени «пигмеев», когда один из самых умелых, детальных и, без преувеличения, великих рисовальщиков оказался совершенно стёрт из иллюстраторских анналов (по крайней мере, интернетовских). Не знаю, насолил ли кому, дорогу ли перешёл не там или просто не угодил «огромностью своей», как охарактеризовал Николай Данилевский главный грех России перед соседями… во всяком случае, я пока не нахожу вообще никаких не только биографических данных, но даже ФИО творца, который в уцелевших книжках обозначается чересчур скромно: Л. Фалин. Если такие  сведения найдутся, с радостью включу их в начало этого микро-очерка, призванного отдать маломальскую дань памяти и благодарности этому «ювелирному» мастеру книжного рисунка! Теперь о некоторых из «раскопанных» работ. Есть мнение, что нет более пропорционально красивого, антично совершенного и исторически достоверного Древнего Рима, чем тот, которым Л. Фалин населил рисованные страницы романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак» (книга из  серии «Библиотека исторической прозы для детей и юношества»). Лично я найти и свериться не могу, ввиду отсутствия именно этой книжки. Зато на виду такие шедевры для предметного сопоставления, как фантастика сэра Артура Конан Дойля: «Затерянный мир», «Открытие Рафлза Хоу», «Маракотова бездна» и т.д. Или фантастика Жюля Верна: «20 000 лье под водой»… Григория Борисовича Адамова (Гибса): «Изгнание владыки»… Александра Романовича Беляева: «Остров погибших кораблей». Ещё больше преуспел Л. Фалин в «расписывании» исторической прозы. И здесь нельзя упустить его высокохудожественные опусы к отдельным книгам («Корсары Ивана Грозного», «Путь на Грумант» и др.) и нескольким пятитомным собраниям сочинений романиста Константина Сергеевича  Бадигина, прозе  Владимира Кирилловича Малика (Савченко) – известная тетралогия об Урус-Шайтане «Тайный посол» и др., Бориса Васильевича Изюмского («Бегство  в Соколиный бор», «Соляной шлях», «Град за лукоморьем», «Тимофей с Холопьей улицы» и «Ханский ярлык»)... Отдельная статья в творчестве графика – русская классика. Отменным качеством, тщательностью и глубиной портретной прорисовки отличаются работы к прозе Николая Васильевича Гоголя, Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина, Всеволода Михайловича Гаршина, Сергея Тимофеевича Григорьева («Пароход на суше», «Морской узелок»), балладам Алексея Константиновича Толстого («Курган», «Садко», «Илья Муромец» и др.). Неоспорим задел Л. Фалина и на ниве детской литературы: «Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе» Джеймса Фенимора Купера, «Бродяги севера» и «В дебрях севера» Джеймса Оливера Кервуда (серия: «Мировая литература для детей»), «Аннапурна» Мориса Эрцога, «Занзабуку» Льюиса Котлоу, «По замкнутому кругу» Виктора Семёновича Михайлова, «Морские сапоги» Андрея Сергеевича Некрасова, «Секрет Вовы Сидорова» Анатолия Тихоновича Гладилина и…"

Владимир Плотников-Самарский

 

Иллюстрации к произведениям А. Конан Дойля: