ЛОДЫГИН, СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ
(1892-1948)
С. П. Лодыгин — классик позднего русского модерна. Родился 28 января 1892 г. (16.01 с.с.) в г. Аткарск, Саратовской губернии. Этого прекрасного художника и графика называли "Русским Бердслеем". Творческое наследие С. Лодыгина (как он всегда подписывался, или просто С.Л.) мало знакомо широкому зрителю. Своей судьбой Лодыгин тесно связан с трагическими событиями переломной эпохи. Происходя из древнего дворянского рода, получив хорошее образование (СПб. Институт Гражданских Инженеров) и имея выраженный интерес к художественному творчеству, Лодыгин не смог принять революцию во всей её образной, трагической мощи. Пик его творческой известности приходится на 1910-е годы, когда он удачно сотрудничал с рядом известных изданий: «Столица и Усадьба», «Солнце России», «Сатирикон», «Аргус», «Художественная Открытка». Типологически, по своему характеру творчество С. Лодыгина следует отнести к театрально-иллюстративному, а также оформительскому искусству. Для издательства «Художественная Открытка» в 1915-1916 годах художником была создана довольно необычная графическая серия рисунков (10 шт.) инфантильных обнажённых женских фигурок в фантастически-экзотическом антураже — со змеями, бабочками, орхидеями, пантерами и т.д. Открытки представляли в русской графике наиболее последовательное в содержательном и формальном отношениях подражание знаменитому английскому графику О. Бёрдсли кумиру артистической богемы Петербурга. В 1918 году С. Лодыгин преподавал графику в Саратовской Центральной студии, одновременно имел собственную мастерскую графики. Там же работал, как театральный художник. (Театр интермедий Сорина, Театр-кабаре «Не рыдай») параллельно участвуя в оформлении демонстраций и праздничных шествий. В 1920 году работал в политотделе Запасной армии. Работает над оформлением агитпоезда политотдела РУЖД (вместе с В. М. Юстицким, Н. Симони). Тогда же перебрался в Ростов-на-Дону, где писал декорации для деревенских театров, оформлял город к праздникам, работал декоратором в Театре интермедий Сорина. В 1922 году переехал в Москву, где вновь работал как иллюстратор. Его же оформление — книга Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». В 20-е гг. оформлял журналы «Вокруг Света», «Всемирный следопыт». Создал множество обложек журнала «Техника-молодёжи» с 1930 по 1940-е гг. Иллюстрировал революционно-приключенческую повесть П. А. Бляхина «Красные дьяволята».
Об авторе: Милашевский В.А. Побеги тополя/
Вступ. заметка ред. — Волга, 1970, № 11, с.179-188.
Иллюстрации к книгам А. Конан Дойля: |