ЛОДЫГИН, СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ

 

(1892-1948)

 

С. П. Лодыгин — классик позднего русского модерна.

Родился 28 января 1892 г. (16.01 с.с.) в г. Аткарск, Саратовской губернии.

Этого прекрасного художника и графика называли "Русским Бердслеем". Творческое наследие С. Лодыгина (как он всегда подписывался, или просто С.Л.) мало знакомо широкому зрителю. Своей судьбой Лодыгин тесно связан с трагическими событиями переломной эпохи. Происходя из древнего дворянского рода, получив хорошее образование (СПб. Институт Гражданских Инженеров) и имея выраженный интерес к художественному творчеству, Лодыгин не смог принять революцию во всей её образной, трагической мощи. Пик его творческой известности приходится на 1910-е годы, когда он удачно сотрудничал с рядом известных изданий: «Столица и Усадьба», «Солнце России», «Сатирикон», «Аргус», «Художественная Открытка». Типологически, по своему характеру творчество С. Лодыгина следует отнести к театрально-иллюстративному, а также оформительскому искусству.

Для издательства «Художественная Открытка» в 1915-1916 годах художником была создана довольно необычная графическая серия рисунков (10 шт.) инфантильных обнажённых женских фигурок в фантастически-экзотическом антураже — со змеями, бабочками, орхидеями, пантерами и т.д. Открытки представляли в русской графике наиболее последовательное в содержательном и формальном отношениях подражание знаменитому английскому графику О. Бёрдсли кумиру артистической богемы Петербурга.

В 1918 году С. Лодыгин преподавал графику в Саратовской Центральной студии, одновременно имел собственную мастерскую графики. Там же работал, как театральный художник. (Театр интермедий Сорина, Театр-кабаре «Не рыдай») параллельно участвуя в оформлении демонстраций и праздничных шествий. В 1920 году работал в политотделе Запасной армии. Работает над оформлением агитпоезда политотдела РУЖД (вместе с В. М. Юстицким, Н. Симони). Тогда же перебрался в Ростов-на-Дону, где писал декорации для деревенских театров, оформлял город к праздникам, работал декоратором в Театре интермедий Сорина. В 1922 году переехал в Москву, где вновь работал как иллюстратор.

Его же оформление — книга Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир». В 20-е гг. оформлял журналы «Вокруг Света», «Всемирный следопыт». Создал множество обложек журнала «Техника-молодёжи» с 1930 по 1940-е гг. Иллюстрировал революционно-приключенческую повесть П. А. Бляхина «Красные дьяволята».

 

Об авторе: Милашевский В.А. Побеги тополя/ Вступ. заметка ред. — Волга, 1970, № 11, с.179-188.
[1909, 1913, 1920-1926. С.П. Лодыгин — соученик автора по Саратовскому реальному училищу. Занятия автора вместе с ним у саратовского художника Никулина. Встреча с Лодыгиным в Петербурге (1913)]

 

Некролог

9 июня с.г. в возрасте 62 лет безвременно скончался старейший художник журнала «Техника-молодёжи», член Московского отделения Союза советских художников Сергей Петрович Лодыгин.

Работая в журнале с первых лет его основания, Сергей Петрович был одним из тех людей, которые создали художественный облик нашего журнала.

Читатели хорошо знают и любят блестящие работы Сергея Петровича. Его глубоко проникновенные рисунки, посвящённые истории русской науки и техники, раскрывают перед молодым поколением благородный облик отечественных учёных.

Племянник великого русского деятеля науки А. Н. Лодыгина — изобретателя электролампы, Сергей Петрович свой талант художника отдавал делу утверждения величия русской науки.

С прекрасным пониманием существа дела он иллюстрировал статьи, посвященные достижениям советской науки и техники.

Его рисунки органически дополняли текст, на языке живописи раскрывая сущность сложнейших процессов, машин и аппаратов, помогая читателю проникнуть в мир высокой науки и техники наших дней.

Произведения Сергея Петровича стали необходимой частью молодёжного журнала.

Художник горячо любил советскую молодёжь. С подлинным вдохновением работал он на трудном и почётном поприще пропаганды научных знаний среди молодёжи.

И молодёжь ценила старого художника.

С каким волнением и радостью читал Сергей Петрович письма, исполненные благодарности, присылаемые в редакцию молодыми читателями!

Лодыгин был прекрасным и отзывчивым товарищем, человеком высокой и благородной души, не жалевшим ни времени, ни сил на общее благо.

Коллектив работников журнала «Техника-молодёжи» глубоко скорбит об утрате замечательного художника и человека.

Журнал «Техника-молодёжи» № 7, 1948 г., с.28

 

Иллюстрации к книгам А. Конан Дойля: